ФильмыКонцертыСпектаклиСпортДетямРазноеТренингФестивалиВечеринкиНОВЫЙ ГОД

Рецензия на фильм «Глубже»: «Вы из театрального? А почему еще в трусах?».

 / 24.10.2020

В прокат вышла картина «Глубже!» – почти целомудренная комедия о порносъемках в условиях российских нелегких реалий.

 

Как режиссеру Михаилу Сегалу удалось соединить в одном кадре интеллигентного Александра Паля, претенциозного Антона Лапенко и плачущего Сергея Бурунова – выясняет наш кинообозреватель Анастасия Немчикова.

У постановщика Романа Петровича (Александр Паль), фамилию которого мы до конца фильма так и не узнаем, наступает черная полоса – его увольняют из театра за чрезмерную углубленность в репетиционный процесс. Место его занимает постановщик Хачатрян (Антон Лапенко), имя-отчество которого мы до конца фильма так и не узнаем – его подходы не так глубоки, зато спектакли развлекают, и публике нравится. Роман Петрович начинает жить крайне бедно, но одухотворенно, с верностью Чехову, и не может позволить себе булочку в кафе до тех пор, пока бывший однокашник при случайной встрече не предлагает халтурку – подменить его на съемках «эротики». 

 

Мараться не хочется, а вот кушать – вполне себе: постановщик начинает изучать новую для себя сферу, а подспудно трансформирует ее благодаря собственному театральному видению. Новый жанр – «глубокое русское порно» – захватывает мир, и Роман Петрович попадает уже совсем в другие, куда более серьезные, и, не убоимся этого слова – политические – вселенные, где картина резко меняет свое направление с комедии на ощутимый гротеск.

 

Фильм Сегала сложно однозначно вписать в какую-то конкретную парадигму – в этом его сила, и слабость одновременно. Это и фарс, и остроумная комедия, и социальное высказывание – всего понемногу, местами увлекает, а местами выглядит сыровато.

В какой-то степени картину можно считать и насмешкой над всем тем, что за долгие годы укоренилось у зрителя в сознании под понятием «русская комедия» – обязательным образом несусветно пошлая, хоть бы даже и про семейные ценности. Здесь же зритель, наоборот, сможет приятно удивиться – темы напрямую о сексе демонстрируются с таким вкусом и аккуратностью, что рейтинг 18+ прокатчик мог поставить разве что за пару характерных вздохов на заднем плане и нагих актеров на подмостках Главного Театра Страны. 

 

Роман Петрович пройдет свой обязательный кинопуть от бедного, но идейного, до успешного и бездуховного, прихватив по дороге максимальное количество аллюзий на то, что, дескать, творцы и рады бы делать глубже, но те, что «наверху», подобной глубины не всегда хотят, боясь, что зрителю будет сложновато. А зритель может бы и рад смотреть на глубокое, да вот только творцы предлагают исключительно попроще, а иначе те, что «наверху», и вовсе творить запретят. 

 

Едкие фразы, которые можно разбирать на цитаты («у страны простых времен и не бывает»), чередуются с необычайно живыми, человечными сценами (кто думал, что дрянную песню в караоке можно показать по-настоящему трогательно?). В некоторых моментах, надо признать, Сегал не выдерживает заданного ритма, и зритель может ненадолго смутиться, мол, на что именно он смотрит сейчас, и как ему реагировать – смеяться, сочувствовать?

С другой стороны, любые попытки отойти от пластиковых сценариев, где фразы и ходы героев предсказываются за полчаса до действа – это уже большой шаг навстречу неглупому кино. На этот раз получилось, быть может, не идеально, но самобытно и оригинально как минимум – да и с основной своей функцией, комедийной, справляется фильм более чем успешно, скучать не придется.

 

При этом напоминает нам «Глубже!» и о совсем  уж простых, базовых вещах, о которых и сами киноделы порой забывают – если с душой и собственной придумкой что-то создавать, то аудитория всегда откликнется теплее, нежели чем кальку с кальки переводить.

 

Билеты уже в продаже.