Рецензия.«Щегол»: красивая экранизация одного из важнейших романов современности
Главный вопрос, который неизбежно возникает при просмотре экранизаций книг, особенно тех, что успели завоевать сердца и умы публики, — насколько точно режиссёру удалось перенести на экран атмосферу и идею бумажного первоисточника. В последние годы кинематограф выдал как в целом удачные экранизации («Исчезнувшая», «Вторая жизнь Уве»), так и откровенно провальные («Жена путешественника во времени», «Девушка в поезде», «Тёмная башня»).
Для экранизации «Щегла» — бестселлера американки Донны Тартт, продолжательницы традиций английских романистов Диккенса и Фаулза — привлекли проверенных мастеров: режиссёра Джона Краули (в 2016-ом его бережная экранизация романа ирландца Колма Тойбина «Бруклин» получила три номинации на Оскар), прошлогоднего лауреата Оскара за операторскую работу в «Бегущем по лезвию 2049» Роджера Дикинса, художника-постановщика К.К.Баррета (именно его визуальные решения в фильме «Она» покорили публику).
Спешу успокоить почитателей таланта Тартт, осиливших 800-страничный шедевр писательницы: режиссёр максимально точно передал сюжет книги, мастерски адаптировав его для двухчасового сеанса в кино. Как и книга, фильм построен в формате воспоминания 27-летнего Теодора Деккера (его играет Энсел Элгорт из «Малыша на драйве», похорошевший до уровня модели из рекламы Тома Форда). Мы встречаем подавленного и встревоженного Теодора в комнате отеля в центре рождественского Амстердама.
Постепенно главный герой раскрывает причины, которые привели его в этот город. Чем дальше мы углубляемся в сюжет фильма, тем больше мы узнаём о насыщенной драматичными событиями жизни Тео: как в результате теракта в Метрополитен-музее он потерял свою мать и как нашёл приют в семье лощёных и красивых Барбуров, как вынужденно переехал из Нью-Йорка на окраину пустынного пригорода к жуликоватому и вечно пьющему отцу и как там встретил свою родственную душу в лице отпрыска то ли русских, то ли украинских эмигрантов Бориса (его молодую версию играет главная восходящая звёздочка Голливуда Финн Вулфард из сериала «Очень странные дела»).
Наконец, истощённый чередой утрат, он обрёл новый дом у краснодеревщика Хоби (Джеффри Райт) и под его руководством овладел мастерством состаривать предметы мебели, чтобы потом выдавать их за оригинальные образцы люксового антиквариата.
Но главное, «мальчик, который выжил» посвящает нас в свою самую сокровенную тайну – тайну похищенной картины кисти Карела Фабрициуса (ученик Рембрандта). «Щегол» – так называется полотно – любимая картина погибшей матери Тео и его единственная с ней связь, невидимая и хрупкая.
На протяжении многих лет Тео будет цепляться за свою жизнь с помощью этого притягательного шедевра искусства. Как птичка-щегол с картины навсегда привязана к своему насесту, так и Тео навечно связан с этой картиной. Именно эта связь позволит Тео найти в себе силы, чтобы жить. «Щегол» станет для него путеводной звездой в мире, где царит ложь, предательство, отцовская ненависть, измена близкого человека и хладнокровная преступность.
Главная радость от «Щегла» как фильма связана с тем, что мы имеем дело со сбалансированной компиляцией нескольких жанров. Здесь вам и сиротская драма, и семейная сага (великолепное семейство Барбуров достойно отдельного спин-офа), и криминальный детектив в духе Артуро Переса-Реверте и культового фильма «Залечь на дно в Брюгге», и убедительный психологический роман о посттравматическом синдроме (что удивительно, картина выходит практически в день очередной годовщины теракта 9/11).
Но «Щегол» – это ещё и история взросления потерявшего связь с реальностью юнца, который находит стимул жить в самом неожиданном для себя предмете — шедевре живописи. Картина становится для Тео частицей бессмертия, обнадёживающим светом в конце тоннеля.
Тео предстоит протиснуться через оживлённые улицы Нью-Йорка, столкнуться с одиночеством в пустынном пригороде Лас-Вегаса, освоить курс взросления в антикварной лавке, едва не умереть в холодном номере амстердамского отеля от передоза лишь с тем, чтобы пронести сквозь время свою личную тайну, ставшую смыслом всей его жизни и способом смириться с невосполнимой потерей.
В угоду фанатам режиссёр бережно переносит идейный пласт книги на экран, с которого писательница Тартт голосом Теодора Деккера убеждает нас в том, что «смерть не имеет значения», что искусство может стать источником удивительного спасения в минуту невыносимой боли. Когда-нибудь нас не станет, но шедевры искусства буду жить в веках, прославляя поразительную силу красоты и мужества перед участью бесследно исчезнуть – вот главный посыл «Щегла» и как книги, и как фильма.
«Щегол» удивительно точно воплощает на экране книжные типажи и характеры главных героев, позволяя нам ещё раз насладиться этой захватывающей историей, покорившей целое поколение, и ещё раз убедиться в том, что искусство вечно, а его сила безгранична.
Автор – Кирилл Роговец.