Белорусский этнос. Зашифрованная вселенная (малый зал) (12+) в городе Минск
15 марта 1850 года в Санкт-Петербурге на благотворительном концерте с шумным успехом прошла премьера увертюры Михаила Глинки «Камаринская». Музыкантов даже попросили повторить ее «на бис». Ни рядовые зрители, ни музыкальные критики даже не догадывались, что в своей новой увертюре Глинка использовал мелодию белорусского народного танца «Таўкачыкі».
В 19 веке многие российские ученые считали, что такой нации, как белорусы, не существует. А весь белорусский фольклор относили к разновидности русского. Спор ученых и этнографов был разрешен в 1885 году, когда свет увидел первый том энциклопедии «Белорусской сборник», в котором были собраны уникальные песни, легенды, танцы, игры и обряды, записанные в разных регионах Беларуси. Составителем сборника был инспектор народных училищ Могилёвской губернии Евдоким Романов. Вместе со своими единомышленниками всего за пять лет он сумел провести масштабное исследование всех сторон белорусской культуры и быта и доказал – белорусский этнос существует. Песни, записанные Романовым во время экспедиций надолго стали источником вдохновения не только для самого этнографа, но и для будущих поколений белорусов.
Вдохновение для творчества в белорусском фольклоре нашел и художник Язэп Дроздович. Он родился на Витебщине в семье бедного белорусского шляхтича. Окончил Виленскую школу рисования, увлекся идеями белорусского Возрождения. Сотрудничал с газетой «Наша Нива», преподавал в школах Глубокого, в Радошковичах. Писал картины на исторические темы, делал графические зарисовки пейзажей Мира, Новогрудка и других городов. Но больше всего молодого художника занимал белорусский фольклор.
В 1926 году Дроздович по заданию Виленского белорусского музея отправился в этнографическую экспедицию на Полесье. И вернулся оттуда совсем другим человеком. Он стал рисовать… космос…