Молчание картин. В поисках утраченного (малый зал) (12+) в городе Минск
В довоенной Белоруссии было 26 музеев. В фондах находились тысячи произведений белорусского и зарубежного искусства, памятники национальной истории и культуры. Несвиж, Барановичи, Гомель, Слоним славились своими уникальными коллекциями. Но главные ценности республики были сосредоточены в столице. Нападения Германии никто не ожидал, поэтому никакого плана спасения бесценных коллекций белорусских музеев просто не было…
25 июня 41-го года… В столице бушуют пожары. Идет третий день войны. Фашисты стремительно продвигаются к Минску. Сотрудники Государственной художественной галереи БССР вынуждены покинуть здание. Бесценную коллекцию спасти не удалось.
Едва войдя в город, специальные группы оккупантов сразу направились к музеям и хранилищам художественных ценностей. Отбирали самое ценное– лучшие произведения. Не различали западное искусство или белорусское. Понимали: многие иконы, произведения живописи и скульптуры в Европе оценят по достоинству. Уже в первые месяцы войны лучшие произведения Художественной галереи были погружены в огромные военные фургоны и отправлены в Германию. К концу войны неприкрытый грабеж только усилился.
После войны путь возвращаемых в СССР коллекций лежал на склад "Дэрутра" в Берлине, в советскую зону. Всё, что удалось найти, было погружено и отправлено в город Пушкин под Ленинградом, а также в Новгород и Киев для более тщательной сортировки и перераспределения. Два вагона с художественными ценностями возвратилось в Минск. Всего два, хотя, по самым скромным подсчетам, их должно было быть не меньше пяти.