ФильмыКонцертыСпектаклиСпортДетямРазноеТренингФестивалиВечеринкиНОВЫЙ ГОД

10 фи кинофестиваля «Лiстапад» для тех, кто любит рисковать

 / 22.02.2019

В этом году на «Лiстападе» покажут 167 фильмов. Как бы вы ни старались, каким бы гидам ни следовали, всё равно, скорее всего, пропустите несколько шедевров и посмотрите хотя бы один плохой фильм. Не переживайте, это не только нормально, но ещё и важный фестивальный опыт. Для пущей безопасности можно, конечно, выбрать традиционный тип отношений с «Лiстападом» и отсмотреть только сливки с фестивалей класса А — тогда вам в принципе не нужны никакие гиды. Просто смотрите то, на что быстрее всего разлетаются места из программы «Цвет ночи», программу «Львы, медведи, пальмовые ветви» и, бонусом, два главных российских фильма года —«Сердце мира» и «Человек, который удивил всех». Готово, вы восхитительны.

 

Второй вариант — превратить для себя фестиваль в автомат с игрушками, из которого никогда не знаешь, что хорошего вытащишь, и вытащишь ли вообще. Для чуть более отважных зрителей — десятка не самых очевидных фильмов «Лiстапада»-2018, на которые мы рекомендуем обратить внимание.

 

 

«Бесконечный футбол»

 

 

Один из главных режиссёров новой румынской волны Корнелиу Порумбойю сделал кино о своём друге детства, чудаковатом чиновнике из глубинки, который уже много лет на досуге перепридумывает весь футбол, по слабо объяснимым причинам сравнивая себя в этом деле с Человеком-пауком. В его вариации игры у поля срезаны углы, каждый игрок бегает только в своей зоне, а посередине вообще натянута сетка, как в теннисе. Порумбойю долго и в подробностях выслушивает всю эту чушь и преподносит её в виде философской притчи о том, что хвала безумцам, и поразительном человеческом стремлении задавать неудобные вопросы всему подряд. Что здесь первично, решать уже вам.

 

Когда и где: 2 ноября, 19:10. «Мир»

 

 

 

«Слон сидит спокойно»

 

 

Школьник Вэй Бу вступается за своего придурковатого одноклассника, укравшего у кого-то телефон, и сталкивает одного из обидчиков с лестницы. Скрываясь от брата погибшего, главаря местной гоп-группировки Ян Чена, парень решает бежать в Манчжурию — говорят, там есть зоопарк, где живёт слон, который всегда сидит спокойно, хоть палкой его тыкай. Позже выясняется, что на том самом телефоне был компромат на неприкаянную девицу Хуан Лин, а единственный человек, которому почему-то есть дело до побега Вэй Бу — Ван Цзинь, военный на пенсии, только что потерявший любимого пса.

 

Ставший сенсацией Берлинале увесистый дебют китайского вундеркинда Ху Бо о четырёх тяжёлых судьбах, сплетающихся в центре бессветного урбана. Пресса передаёт, что это прямо-таки новый, доселе невиданный киноязык, а четырёх (!) часов хронометража по итогу остаётся даже мало. Сам режиссёр покончил с собой в возрасте 29 лет, не дождавшись премьеры, и этот фильм, ко всему прочему, — кажется, самая гениальная предсмертная записка в истории.

 

Когда и где: 4 ноября, 12:00. «Центральный»

 

 

 

«Мне плевать, если мы войдём в историю как варвары»

 

 

Главная героиня, девушка-режиссёр Марианна, пытается поставить на городской площади спектакль-реконструкцию, который должен раскрыть правду об участии румынской армии в геноциде евреев во время Второй мировой. Как это обычно бывает, всё отрицающих до обидного много: местные цензоры предлагают поискать положительных героев войны, а жителям города, кажется, на историческую справедливость, вообще плевать.

 

Снова выдающееся румынское кино, теперь от главного отшельника локальной новой волны Раду Жуде, которое с помощью годаровской бескомпрописсной формы повествования рассуждает о банальности зла, сути коллективной вины и народном «иммунитете» к ошибкам прошлых поколений. Лучший фильм по версии жюри кинофестиваля в Карловых Варах.  

 

Когда и где: 4 ноября, 21:30. «Центральный»; 9 ноября, 21:00. «Пионер»

 

 

 

«Пепел белоснежен»

 

 

Очередной фильм современного китайского классика Цзя Чжанкэ о гангстерах в эпоху индустриализации, во многом продолжающий его предыдущие работы и, по словам некоторых критиков, сильно похожий на российские криминальные драмы о 90-х: житейская мудрость про суму и тюрьму, бандиты в кожанках, женская доля в этом вот всём. По версии других критиков, «Пепел» — самый недооценённый фильм Каннского фестиваля, которому все пророчили сразу несколько призов, а жюри полностью проигнорировало.  

 

Главная героиня — эффектная любовница провинциального криминального авторитета, по неосторожности садится в тюрьму за выстрел в воздух (в Китае даже просто носить оружие — тяжкое преступление). Выйдя на свободу через пять лет, женщина пытается выживать в сильно изменившемся мире, где экономика расцвела, преступники стали жить по закону, а её всё ещё любимый бойфренд уехал в большой город с новой пассией.    

 

Когда и где: 3 ноября, 17:00. «Центральный»

 

 

 

«Высшее общество»

 

 

Сразу хотим предупредить всех, кто купился на зрительские триггеры «Роберт Паттинсон» и «космос» — это не более, чем красивая витрина для радикального артхауса о человеческой природе, где космос выступает разве что в роли метафоры нашей внутренней тьмы. Тех, кто и без того подозревал, что второго «Человека на Луне» в ночную программу не поставят, дополнительно настроим на то, что режиссёр Клер Дени щадить зрителей не собирается: на экране будет много крови и других биологических жидкостей, а также слом всевозможных жанровых приёмов.

 

Где-то за пределами солнечной системы парит корабль с кубриковскими интерьерами и отбывающими пожизненно преступниками, над которыми ставят опыты по осеменению в космосе. Один из них, угрюмый уголовник Монти, принимает целибат и отказывается сдавать сперму, но местная доктор обманом добывает его семя и использует для зачатия ребёнка.

 

Когда и где: 3 ноября, 21:00. «Москва»

 

 

 

«Наше время»

 

 

Супруги-интеллектуалы Хуан и Эстер (их играют сам режиссёр Карлос Рейгадас и его жена, явно не просто так) живут на ранчо где-то среди живописных мексиканских прерий — воспитывают детей, разводят быков и, в общем-то, наслаждаются неспешным (правда неспешным, кино идёт три часа, что-то начнёт происходить только на втором) течением времени. Иногда кто-то из них ездит в город спать с другими людьми — у пары давно уже «фри лав», главное честно рассказывать обо всех интрижках. Всё будет хорошо, пока у Эстер не появится новый молодой любовник, о котором она умолчит.

 

Эпическая баллада мексиканского гения Карлоса Рейгадаса о внутренней свободе в браке — протокольно недооценённый венецианский хит, которому достались все овации прессы, но ни единого «льва» от жюри. Программный директор «Лicтапада» Игорь Сукманов и вовсе с чувством объявил работу Рейгадаса главным фильмом года, а Игорь Сукманов ерунды не скажет.

 

Когда и где: 3 ноября, 20:00. «Центральный»

 

 

 

«Перелётные птицы»

 

 

Название нового фильма колумбийского номинанта на «Оскар» Сиро Герры и его соратницы Кристины Гальехо имеет двойное значение: это отсылка к пернатым из мифологии коренного народа вайю и мелкомоторным самолётам, доставляющим кокаин из Колумбии в Штаты. По рассказам каннских критиков, «Перелётные птицы» — это такой латиноамериканский «Крёстный отец», рассказывающий о медленном и болезненном распаде большой семьи, втянутой в наркоторговлю во времена расцвета эпохи хиппи в Америке.

 

Из тех же Канн передавали, что кино Герры и Гальехо — одновременно удивительно красивая этнографическая хроника и искусно сделанный артхаусный триллер о том, как деньги и криминал встают на пути многовековых устоев. Если вы давно хотели увидеть обстоятельный портрет простых людей, оставшихся за кадром сериала «Нарко», то вот это он самый.  

 

Когда и где: 8 ноября, 21:40. «Пионер»; 10 ноября, 16:20. «Центральный»

 

 

 

«Моего брата зовут Роберт и он идиот»

 

 

Девятнадцатилетние двойняшки Елена и Роберт валяются посреди залитого солнцем кукурузного поля, пьют пиво, спорят о сексе, иногда бегают к ближайшей заправке и ведут пространные беседы о философии — Роберт, очевидно, идиот, но в Хайдеггере разбирается получше сестры. Всё это длится примерно до того момента, когда половина зала уже почти добралась до дома, а дальше начинают происходить разные странные и дикие вещи.

 

Ещё одна громкая премьера с Берлинале, трёхчасовая притча Филипа Грёнинга о природе времени, получившая вместо официальных наград статус самой спорной, радикальной и раздражающей ленты фестиваля. Есть основания полагать, что подобное повторится и на «Лiстападе».   

 

Когда и где: 7 ноября, 11:00. «Пионер»; 9 ноября, 21:00. «Центральный»

 

 

 

«Вальс Вальдхайма»

 

 

Лучший документальный фильм Берлинского фестиваля, практически идеально рифмующийся с «Варварами» Жуде и нынешней политической повесткой Австрии (и не только, см. Дональд Трамп). Режиссёр Рут Беккерман пересматривает коллективную вину австрийцев в контексте давнего скандала о нацистских военных преступлениях, в которых был замешан одиозный экс-генсек ООН Курт Вальдхайм. В 1986 году тысячи протестующих собрались на улицах Вены, чтобы сорвать его предвыборную президентскую кампанию, но вместе с рядом популистских заявлений партии и подтасовкой фактов биографии политика, это лишь спровоцировало бурную волну антисемитизма и обеспечило Вальдхайму победу на выборах. 30 лет спустя Беккерман, сама принимавшая участие в тех протестах, с помощью собственных архивных съёмок и телеинтервью пытается понять, как так получилось и почему подобное происходит и сейчас.        

 

Когда и где: 3 ноября, 17:10. «Мир»

 

 

 

«Ангел»

 

 

История аргентинского медвежатника, насильника и убийцы Карлоса Робледо Пуча, который провёл за решёткой последние 46 лет, а первые преступления совершил, ещё будучи школьником. Из-за ангельской внешности Карлос получил в прессе прозвище «Ангел смерти» — в 70-е молоденький маньяк с «бэби фейсом» на фоне угрюмых мафиози выглядел настоящей райской экзотикой. Стильный беллетризованный байопик Луиса Ортеги наследует все фишки гангстерских драм Скорсезе и раскручивает не такую уж и весёлую историю Пуча до эдакой гей-версии «Бонни и Клайда» (учитывая то, что производство фильма происходило под чуткой рукой Педро Альмодовора, иного ожидать было слишком наивно).

 

На «Ангела» пока не продаются билеты — дирекция «Лiстапада» долго согласовывала дату показа и поставила сеанс уже за пределами фестиваля. Ну что тут сказать, неплохой десерт для всех, у кого Эндрю Кьюненен из «Американской истории преступлений» — главный экранный герой года.      

 

Когда и где: 10 ноября, 19:00. «Пионер»

 

 

 

Изучить полную программу 25-го кинофестиваля «Лiстапад» можно здесь.

 

 

 

Антон Коляго, ByCard