Рецензия на фильм «Матрица: Воскрешение»
Сложно переоценить ожидания, возлагаемые на квадриквел легендарной «Матрицы». Спорные продолжения, выдержка двумя десятилетиями и одна за другой провальные работы Лилли и Ланы Вачовски не испортили коллективные воспоминания, а почему-то только подогрели интерес. Конечно, стоит отметить грамотную рекламу. В вышедшей на игровых приставках технодемке Нео с Тринити шутят про маркетологов, обвиняя капитализм во всех бедах. Трейлеры показывают дивный новый мир, противоречащий тому, к чему мы привыкли. Разве Нео не умер? Что значит уточка на его голове? Почему его кормят синими таблетками? Ответы в фильме содержатся, беспокоиться не стоит. Их содержательность, правда, вызывает лишь недоумение.
Новая «Матрица» по окончании титров способна ввести зрителя в полнейший ступор. За что нас так старательно наказывают все эти два с половиной часа? Ведь, откровенно говоря, с точки зрения простого зрителя, «Воскрешение» – чрезвычайно плохое кино. Там есть многочисленные попытки посмеяться над собой, хотя, по правде говоря, давно уже не до смеха. В нем бесстыдно затянутые диалоги и отсутствующее чувство ритма. Блистательные артисты Нил Патрик Харрис и Джонатан Грофф в роли злодеев, конечно, приободряют, но не оправдывают происходящий фарс.
Экшн представляет собой полнейшую самопародию, выполненную с невыносимым «рваным» монтажом. Каждая заумная философская мысль, коими славны предшественники, была проговорена в трилогии. В первый час фильм и вовсе напоминает о третьей части «Терминатора» – попытка переосмысления старых идей, лишенная всякого достоинства. Как вам сцена поцелуя Киану Ривза и Кэрри-Энн Мосс, снятая словно для соревнования в номинации «лучший поцелуй» от MTV? И это на фоне постоянно всплывающих кадров из прошлых частей. Такое способно ввести зрителя в настоящую депрессию, демонстрируя, что время не щадит никого. Даже «нестареющего» Ривза. Будет ли это поводом обвинить Лану Вачовски в полном провале? Отнюдь, ведь она как никто другой понимает: тягаться с романтизированной в воспоминаниях людей «Матрицей» невозможно, а искусство никому не должно доставлять удовольствие.
В 1965 году Энди Уорхол снял провокационный восьмичасовой фильм «Эмпайр», где кроме панорамы небоскреба ничего не было. В 2021 году Лана Вачовски, по-видимому, решила повторить фокус легендарного художника, показав нам настоящий киберпанк. Не жанр научной фантастики, а субкультурное движение в своем исконном смысле. «Панк» означает бунт, стремление к переменам. Приставка «кибер» подразумевает крен в сторону технического прогресса и компьютеризации. Вачовски игнорирует ожидания, разбивает идеализированный образ из наших воспоминаний. Это не «Нет пути домой», где сценаристы трепетно относятся к ностальгическим чувствам зрителя; это особенное блюдо для настоящих гурманов.
Но результат так бы и остался пустышкой, не покажи Лана Вачовски себя авторкой с большой буквы. Она выстраивает историю вокруг личного. Нео, Тринити, Морфеус, мир машин – это важно, но не по-настоящему. Перечисленное и есть матрица – выдуманный мир, принадлежащий жёстким дискам, ненадежным воспоминаниям да экранному полотну в кинотеатре. Зато через него можно рассказывать о других важных вещах: о трансформации тела и души, о перевороте всего мира вверх дном, об экзистенциальном кризисе. За такой творческий порыв, пожалуй, можно даже простить столь бессовестное отношение к зрителю и его свободному времени.
Новость предоставлена сервисом Filmz.ru: Настоящее кино