«Мы живем в сумрачном мире». Почему «Довод» Кристофера Нолана идеален для похода в кинотеатр
С 3 сентября в кинотеатрах Беларуси появился первый со времен пандемии крупный блокбастер, который без преувеличений и каких-либо снисхождений ждали все – и киноманы, и критики, и обыватели. Кинообозреватель Анастасия Немчикова выясняет, почему громкая премьера – идеальная возможность вернуться в кинотеатры после долгого перерыва.
Кристофер Нолан, известный своими эстетскими фильмами-загадками, смотреть которые предпочтительно дважды, фанатов явно не разочаровал и на этот раз. Его «Довод» – великолепное, выверенное, до винтиков продуманное развлечение, которое, однако, сердцем полюбить так же сложно, как проникнуться нежностью к величественному монументу из стали. Испортит ли подобная «холодность» картины поход в кино? Думаю, что все же нет – и вот по каким причинам.
Рекламным кампаниям фильма объективно было не позавидовать – рассказать что-то о «Доводе», не проспойлерив значимых моментов, достаточно сложно. Трейлеры выглядели масштабно, но путанно, и, кроме знакомых лиц и намеков на игры во времени, ничего иного предложить не могли. То, что фильм – это ребус, подразумевалось не раз, но какого толка – зрителям предстоит выяснить уже на месте, перед экраном. Понравится ли им подобная загадка, будет зависеть по большей части от того, любите ли вы сами именно фокус или все же личность фокусника, устраивающего шоу. Занятно, что в своем же фильме «Престиж», Нолан этот феномен уже будто бы изучал, придя к несколько пессимистичному выводу о том, что в цену по-настоящему хорошего трюка обязательно входит жертва.
На этот раз пришлось пожертвовать человечностью – разумеется, в угоду зрелищности и «красоты игры». Если ранее и возникали вопросы о том, как именно выглядела бы бондиана от Кристофера Нолана, то ответы на них уже можно увидеть в кинотеатрах. Некий Протагонист (Джон Дэвид Вашингтон), рискуя жизнью, пытается вырвать технологию инверсии времени у злобного до карикатурности русского олигарха Андрея Сатора (Кеннет Брана), помогают ему в этом загадочный Нил (Роберт Паттинсон) и несчастная жена олигарха Кэт (Элизабет Дебики), сопереживать которым и хоть как-то за них волноваться – дело неблагодарное и крайне бессмысленное.
Актеры, благо что профессионалы, прекрасно справляются со своими задачами, по мере возможности вкладывая эмоции в километры путаных экспозиционных диалогов, но ближе и роднее их это никаким образом не делает. В какой-то момент старания становятся совсем уж не важными – досадная суета, скорее мешающая наслаждаться партией в 3D-шахматы, чем ей чем-то помогающая. В новом фильме Нолан как никогда отрицает постулат «незаменимых людей нет» – но все же благоразумно продолжает приглашать на роли лица известные и способные собирать кассу.
Но если все настолько бездушно и лишено эмпатии, то может ли фильм быть хорош? Легко – достаточно увлечься вопросом «как?», а не «кто?» – и восторг от просмотра гарантирован. Поможет насладиться действом и концепция, скрупулезно выстраиваемая режиссером долгих шесть лет, и бюджеты, в фильм вложенные (вопросов о том, на что ушли 205 миллионов долларов, точно не возникнет), и технологичный, до мурашек пробирающий саундтрек шведа Людвига Йоранссона, который опровергает теорию о том, что Нолан – не Нолан без звонкого «бам» от маэстро Циммера.
Все то, что зритель увидит, (куда более важно – что он при этом почувствует) – это трепетный пиетет по отношению к кинематографу, и не столько даже как к виду искусства, сколько как к процессу созидания, эксперимента и пробы пера. Для людей, которые давненько уже в кинотеатры по важным поводам не заглядывали по многим причинам, подобный поход будет лучшим напоминанием о том, что именно собой представляет концентрированная человеческая фантазия.
Билеты уже в продаже.