История

Гомель славится своими давними цирковыми традициями и богатым наследием в области циркового искусства. Здесь родились и воспитались многие выдающиеся мастера, такие как первая женщина-иллюзионистка Клео Доротти (настоящее имя — Клавдия Карасик), заслуженный артист БССР Анатолий Вязов, акробат Павел Марьянков и знаменитый акробат-прыгун Виктор Родзянко, обучавшийся у гомельчанина, заслуженного тренера БССР А. Гинзбурга, который был предан цирковому искусству. Также известно имя клоуна Леонида Волчка, артистки Раисы Антохиной и множества других талантливых исполнителей.

Первый цирк в Гомеле был построен в 90-е годы XIX века частным предпринимателем И. Слободовым на месте центрального рынка, известного ранее как Конная площадь. В этом небольшом деревянном здании с брезентовым куполом выступали известные труппы конца XIX - начала ХХ веков из России, Китая и Японии. Цирковая постройка использовалась для проведения театральных спектаклей, концертов, конкурсов и спортивных соревнований. Цирк был любимым местом проведения свободного времени горожанами и пользовался особой популярностью. К сожалению, это здание просуществовало лишь до 1917 года.

В 1926 году в Гомеле было построено новое деревянное здание цирка на улице Комсомольской (ныне проспект Ленина). Парадный вход в цирк был украшен изысканной деревянной резьбой, что придавало ему особый шарм и выделяло среди фасадов соседних зданий. Это место стало популярным среди многих цирковых трупп, которые с удовольствием выступали здесь. Цирк дарил зрителям множество радостных моментов. С 1939 года в его стенах также проходили спектакли артистов драматического театра, поскольку в 1932 году здание было передано третьему Государственному театру республики (БГТ-3), после Минска и Могилева. К сожалению, в августе 1941 года, во время обороны города, здание сгорело, оставив после себя лишь воспоминания о ярких представлениях и незабываемых мгновениях.

Гомельчане и городские власти давно мечтали о стационарном цирке, но действовавшие нормы разрешали его строительство лишь в городах с населением более полумиллиона. В 1960-х годах Гомелю, с населением всего 270 тысяч человек, пришлось искать аргументы. Город, будучи вторым по величине в Беларуси и важным региональным центром, мог привлекать зрителей из Чернигова и Брянска. В 1964 году Совмин СССР утвердил план строительства сорока стационарных цирков, в числе которых оказался и Гомель. Работы начались в 1966 году и были одними из первых подобного рода в стране. Начальный этап строительства проходил медленно из-за нехватки опыта и средств, особенно сложности вызывала подвесная чаша цирка, спроектированная как амфитеатр с покатым сферическим куполом. Для реализации этого уникального проекта потребовались девятиметровые бетонные колонны и 280 тонн металлоконструкций.

Здание цирка было завершено в 1972 году, его футуристический облик впечатлял зрителей еще до входа. В зрительном зале с манежом размещалось 1856 мест – больше, чем в минском цирке. Амфитеатр окружало застекленное фойе с выходами на террасу, а во внутреннем дворике разместились вольеры для животных.

Стационарный цирк в Гомеле с самого начала своей деятельности стал одним из любимых мест отдыха для местных жителей и его гостей. За пятьдесят лет работы учреждения, здесь смогло побывать около 11 миллионов зрителей!

Гомель по праву может гордиться своей цирковой историей, продолжающей вдохновлять новые поколения артистов и зрителей.